ПОЧЕМУ ДИФФУЗОРЫ РАЗНЫЕ? Итак, каким требованиям должны удовлетворять диффузоры? Во-первых, они должны быть жесткими, иначе они будут изгибаться при работе, а значит, появятся искажения. Во-вторых, легкими, потому как легкий диффузор повторит своим движением электрический сигнал гораздо точнее, чем тяжелый и инертный. Условия противоречивые, но есть несколько способов их совмещения. Первый способ – рассчитать кривизну диффузора так, чтобы усилия от звуковой катушки распределялись бы по нему равномерно, чтобы он изгибался при работе динамика намного меньше. Второй способ – сделать диффузор с подштамповками в виде ребер жесткости. Третий способ – диффузор вообще можно сделать составным, состоящим из нескольких элементов, объединенных в единую жесткую объемную конструкцию. Такие динамики можно распознать по отсутствию центрального колпачка. Сказать однозначно, какой из вариантов лучше, а какой хуже, пожалуй, все же нельзя, каждый производитель пробует свои сочетания, и в конечном итоге все зависит от конкретной реализации. Ну и конечно же еще один очень важный момент – материал диффузора. В поисках оптимального сочетания легкости и прочности некоторые производители применяют даже такие материалы, как кевлар и алюминий. Но и тут появляется один неприятный «подводный камень» – жесткие материалы имеют ярко выраженные внутренние резонансы. Проще говоря, они звонкие. А это в первую очередь влияет на звук – делает его излишне ярким и резким. Так что ко всему добавляется еще одно условие – диффузор должен быть еще и достаточно глухим, лишенным собственных призвуков. Для этого диффузоры часто делают многослойными, сочетающими в себе жесткий материал с дополнительным демпфирующим покрытием, гасящим нежелательные призвуки. Как вариант – сэндвичевая структура, состоящая из двух плотных слоев с сотовым или вспененным наполнителем между ними. Но технология изготовления таких диффузоров слишком сложная и дорогая для массового продукта, поэтому ей рискуют баловаться далеко не все производители. Один из самых распространенных материалов диффузоров в автомобильных динамиках – полипропилен, обладающий вполне достаточной жесткостью при относительно неплохом внутреннем демпфировании. Как говорится, дешево и сердито. Впрочем, этот материал встречается не только в бюджетной акустике. Варьируя особенности процесса его производства и используя различные добавки, полипропилен порой удается наделить довольно неплохими свойствами, позволяю-щими использовать его и в более дорогих моделях. А вообще же, когда речь идет о натуральности звучания, обычно высоко ценятся диффузоры из целлюлозы (по сути, из бумаги). Причина – практически полное отсутствие (по сравнению с большинством других материалов) внутренних резонансов, а значит, и реальная возможность сделать звучание более естественным, или, как еще говорят, менее окрашенным. Но это конечно же не совсем та бумага, из которой делают книги, журналы и газеты. При изготовлении в «нашу» целлюлозу добавляют различные примеси из органических и неорганических волокон – угольных, углеродных, полиамидных, борных, асбестовых и даже хлопковых, тут уж каждый производитель находит свое оптимальное сочетание. И все это опять же ради получения высокой жесткости при сохранении хорошего внутреннего демпфирования. А поскольку суровые автомобильные условия порой бывают далекими от домашнего комфорта и сухости, то для защиты от влаги для бумажных диффузоров часто применяют различные защитные пропитки и покрытия. Источник: книга "Музыка в твоем автомобиле в вопросах и ответах" Антона Николаева