НА ЧТО ВЛИЯЕТ РАЗМЕР?
Итак, задача динамика – излучать звуковые волны. Но вся беда в том, что когда мы находимся под углом к нему (а в машине чаще всего именно так и бывает), то до нас доходят как волны, созданные ближним краем его диффузора, так и волны, созданные его дальним краем. Они складываются, и их сложение, если еще не забыли школьные уроки физики, называется интерференцией.
На низких частотах, когда длины волн гораздо больше размеров самого динамика, интерференция почти не заметна, и обычно считают, что диффузор излучает одинаково на все 180 градусов. С повышением же частоты излучаемые волны будут становиться короче, и в какой-то момент они станут соизмеримыми с размерами диффузора. Вот тут и начинаются основные неприятности – сложение волн, излучаемых разными частями диффузора, будет давать о себе знать уже слишком заметно, и динамик начнет заметно проявлять свою направленность.
Проверить это на практике очень просто, например на стенде в любом магазине, торгующем аудиотехникой. Обратите внимание на то, как играет динамик, когда вы стоите строго напротив него. Теперь отойдите в сторону, чтобы видеть его под углом. Заметили, что тембр звучания на средних и высоких частотах немного изменился? Вот это как раз и есть результат этой самой интерференции. И для больших динамиков он будет гораздо заметнее, чем для маленьких.
Какой же вывод из этого можно сделать? А вывод простой: чем более высокие частоты должен воспроизводить динамик, тем меньше должны быть его размеры. Исходя из этой логики, идеальный динамик вообще должен быть точечным. Но, с другой-то стороны, чем большее звуковое давление мы хотим получить, тем большее количество воздуха динамик должен «протолкать», а для этого диффузор должен быть, наоборот, больше. Казалось бы, противоречие? К счастью, нет, потому что «толкать» большой объем воздуха приходится только низкочастотным динамикам.
Так что для того, чтобы получить полноценное воспроизведение во всем звуковом диапазоне от самого глубокого баса и до самых верхних частот, приходится использовать многополосные системы, в которых каждый динамик отвечает за свою часть частотного спектра. Но какое количество полос будет оптимальным, и какие при этом у динамиков должны быть размеры?
На низких частотах динамику приходится «двигать» большой объем воздуха, и крупные диффузоры подходят для этих целей как нельзя лучше. А вот на высоких частотах большие размеры уже могут пойти во вред, поскольку становятся сопоставимыми с длинами излучаемых звуковых волн, тут уже предпочтительнее динамики размерами поменьше. К тому же на высоких частотах диффузору приходится двигаться очень быстро, а маленькие и легкие справляются с этой задачей намного лучше больших и тяжелых.
Самое большое распространение получили двухполосные системы с мидбасами размером 6,5 дюйма. Этот калибр выбран неспроста – такие динамики уже более-менее сносно воспроизводят бас, но при этом еще не так сильно искажают среднечастотный диапазон. Одним словом, компромиссный размер.
А вот 5-дюймовые динамики позволяют точнее воспроизвести среднечастотный диапазон и более корректно передать «эстафету» твитеру, отвечающему за высокие частоты. Правда, с отдачей на басах у таких динамиков обычно все выглядит немного скромнее.
Зато у более крупных мидбасов, скажем 8-дюймов, напротив, хорошая отдача на низких частотах, но при этом они заметно проигрывают в точности и подробности на средних. Поэтому их лучше использовать не в двух-, а в трехполосных системах.
Трехполосная акустика выгодно отличается от двухполосной в первую очередь тем, что в ней за средние частоты отвечают отдельные динамики, от которых уже не требуется воспроизведения баса, из-за чего их нет необходимости делать такими же большими, как мидбасы.
А мидбасы, в свою очередь, в трехполосках уже не обязаны «дотягивать» до твитеров, их главная задача – хорошо басить.
Получается, что при грамотном подходе трехполосные системы способны на звучание, недосягаемое для двухполосок в принципе. Они, правда, сложнее в настройке, ведь разные полосы нужно еще согласовать между собой. Но об этом чуть позже.
Источник: книга "Музыка в твоем автомобиле в вопросах и ответах" Антона Николаева